Минимальные баллы ЕГЭ, что делать?

ege_454673222Вы знаете, как выпускники школ 2014 года сдали ЕГЭ? Что произошло с ЕГЭ по русскому языку и математике? Какие изменения в ЕГЭ ждать в 2015 году?

Иногда смотришь на учебный процесс в выпускных классах школы и поражаешься сверх-нагрузке сегодняшних выпускников, а в уме подсчитываешь затраты родителей на дополнительные, внеурочные занятия и репетиторов. Учебный день многих школьников длится по 8 и более часов, учатся они в последние 2 года практически без выходных. И все равно сдают на минимальные баллы…

Единый государственный экзамен в этом году закончился небывалым скандалом: Министерству образования пришлось понизить минимальный балл ЕГЭ, за который дают аттестат об окончании школы.

Минимальный балл понизили сначала по русскому языку — с 36 до 24. Потом то же самое произошло с оценкой по математике: после обсчета результатов экзамена проходной балл решено было опустить с 24 до 20 баллов.

Кроме того, количество стобальных работ снизилось в три раза по сравнению с 2013 годом. «Если бы планку ЕГЭ не опустили, без аттестатов могли остаться 20% выпускников 2014 года» — заявил ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий.

Возможно, низкие показатели ЕГЭ 2014 результат работы движения «За честный ЕГЭ». В этом году выпускников тщательнее проверяли на пунктах сдачи, тысячи добровольцев в реальном времени следили за школьниками по веб-камерам.

Списывать на ЕГЭ становится все сложнее. Предприимчивые граждане играют на страхах школьников, предлагая «купить» ответы или проверяющих, которые могут заменить бланки ответов. Родителям приходится вносить еще один пункт в свои расходы, чтобы успокоить своих чад.

Вместо того, чтобы обратить внимание на полученные результаты и что-нибудь сделать с самим процессом обучения, изменили интерпретацию результатов.

Проблема в том, что российская школа не учит своих самых слабых учеников: огромный процент плохих результатов в данном случае означает, что школа «проходит мимо» всех, кто находится ниже средней планки. Это те самые 25% учеников обычного класса обычной школы. Им не достается даже знаний, чтобы решить задачу: сколько нужно денег, чтобы купить сырки в магазине.

И все же, ЕГЭ в 2014-м сыграл положительную роль: он выявил проблему, не дав ее затушевать заинтересованным сторонам — учителям, директорам школ, чиновникам Минобразования.

Какие «сюрпризы» готовит нам ЕГЭ-2015?

1. Введение обязательного выпускного сочинения. Благодаря этому новшеству, школьники научатся формулировать свою точку зрения грамотным литературным языком.

2. Ведущие вузы страны размышляют над введением профильных ЕГЭ. В медицинские вузы предлагают принимать после ЕГЭ по латыни. С точки зрения руководства вуза это подчеркнет серьезность намерений выпускника и желание учится в профильном вузе.

3. Планируется исключить из Единого государственного экзамена тестовую часть. Угадать правильный ответ, а значит, получить дополнительный балл, теперь будет труднее.

ЕГЭ остается воплощенным современным противоречием. С одной стороны, единый экзамен должен дать социальную справедливость выпускникам всех школ, а с другой из года в год одни и те же педагоги лучших «штучных» школ и лицеев поставляют элитарных выпускников в лучшие вузы страны.

Распространенный миф о том, что ребенка можно «натаскать к ЕГЭ».

Это утверждение нельзя принимать на 100%. Если у ученика на уроке не сформировано реальных навыков, его невозможно «натаскать на ЕГЭ». Только планомерное обучение, разбор примеров, обсуждение, разъяснение снова и снова дают положительный результат.

Оценка работы учителя по результатам ЕГЭ учеников.
На местах такой подход к оценке результативности работы учителя применяется практически повсеместно. Это неправильно. В Ингушетии, к примеру, родители выпускников предложили обязать учителей сдавать ЕГЭ. По их мнению, педагоги, зачастую, сами не обладают тем уровнем знаний, которого требуют от своих подопечных.

За результаты ЕГЭ отвечает не только учитель. Пора отказаться от слогана «нет плохих учеников». Плохие, немотивированные на учебу ученики, есть. И в то же время учителям нужно перестраиваться, отходить от традиционных советских форматов преподавания к более современным.

Что лучше: ЕГЭ или измерение творческого потенциала выпускника школы?

Мы — за ЕГЭ. От выпускника школы нужны прежде всего знания, а не творчество и импровизации. Он должен уметь прочитать инструкцию, понять ее и выполнить. ЕГЭ проверяет самый жизненный навык, который нужно формировать и развивать еще в школе.

Право творить выпускники должны заработать. Человек, который ничего не знает, натворит такого, что никто не обрадуется. Если бы мы это поняли, то у нас меньше бы падали самолеты и тонули корабли.

Русская беда в том, что мы не любим читать инструкции и правила, считаем, что сами разбираемся во всем лучше. Вы слышали высказывание: «Смешные немцы, все делают по инструкции». Но мы то тоже хотим жить в отличных домах, ездить на качественных машинах.

Не надо бояться, что ЕГЭ с его следованием инструкциям оглупят нацию. Творческих людей в любой стране 10-15%. Они все равно родятся и пробьются. Для «полета творческой мысли» предназначены олимпиады. А вот действовать по инструкции нам надо учиться. Учиться правильно читать и понимать задание экзамена, потому что это 50% успеха.

Так верно ли утверждение, что современное школьное образование деградировало по сравнению с 60-ми, 70-ми и даже 80-ми годами? А может быть сейчас не нужно, чтобы высокообразованный работник котельной или дворник. декламировал стихи поэтов Серебряного века? Современное образование дается человеку, чтобы он мог его с легкостью применять в трудовой деятельности.