Что угрожает системе российского образования? Отставание российского дистанционного образования создает угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

bezopasnostУскоряющееся развитие дистанционного обучения в странах-конкурентах и нарастающее отставание нашей страны в этой сфере создает угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

Темпы развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Российской Федерации существенно отстают от общемировых. Потребность электронного дистанционного обучения на русском языке остается неудовлетворенной. Налицо необходимость развития российских систем дистанционного образования.

Такие рекомендации выработаны на парламентских слушаниях в Государственной Думе в мае 2014 года.

Участники парламентских слушаний отметили следующие риски:

  • Ослабление (истощение) интеллектуального потенциала, человеческого капитала страны, через политическое усиление со стороны стран-конкурентов, эмиграцию наиболее образованного и продуктивного населения страны. Развитие электронного обучения в странах-конкурентах становится катализатором миграционных процессов в масштабах, опасных для национальной безопасности страны.
  • «Вывоз знаний» из страны. Эти процессы становятся частью электронного обучения граждан России на электронных ресурсах стран-конкурентов (прежде всего США), что ведет к ослаблению интеллектуального потенциала и снижению конкурентоспособности и обороноспособности страны.
  • Массовое развитие неконтролируемой и нерегулируемой со стороны государства трудовой занятости населения, проживающего на территории Российской Федерации, через использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), создание новых трудовых, экономических, финансовых и юридических социальных кластеров, не подконтрольных государству. Эти процессы являются частью электронного обучения на ресурсах иностранных государств и ведут к снижению участия населения в создании ВВП и в формировании бюджета страны.
  • Навязывание чужой культуры и размывание национальных ценностей России. Развитие странами-конкурентами массовых открытых онлайн курсов (далее МООК), которые вторгаются в сферу научного, образовательного и культурного суверенитета, навязывая чужую культуру и размывая национальные ценности страны. МООК создаются в контексте, соответствующем культурно-ценностным установкам страны, их создавшей. Слушатели МООК со временем и в отсутствие отечественных альтернатив принимают ту методологию, которая встроена в обучающие программы МООК. Отставание в развитии электронного обучения и связанного с ним производства контента ведет к демотивации в развитии национальных учебных материалов.
  • Деградация российской культуры, науки, образования и российской самобытности. Использование МООК, созданных в странах-конкурентах и доступных к использованию в бесплатном режиме, снижает мотивацию инициативного создания отечественных МООК, ориентирует активную, наиболее инновационную часть молодежи использовать иностранные ресурсы. Эти процессы неизбежно ведут к навязыванию молодежи чужих культурных и нравственных ценностей, снижению уровня и объемов отечественных НИР, снижению мотивации в написании собственных учебников и методик обучения и, как следствие, к деградации российской культуры, науки, образования и российской самобытности.
  • Отсутствие в России индустрии электронного обучения.

В последние десятилетия в мире развиваются новые отрасли промышленности, такие, как «Индустрия электронного обучения» с многомиллиардными экономическими показателями, имеющими в своем составе индустрию создания образовательного контента, индустрию по производству электронного оборудования для образовательных целей, индустрию провайдинга, хостинга, сети виртуальных структур и коммуникаций, обеспечивающих функционирование национальных образовательных систем и национальных систем компетенций и коммуникаций. Эти индустрии обеспечивают развитие и функционирование систем электронного обучения, мобильного обучения, обучения встраиваемых систем в высокие технологии, в том числе в биотехнологии и в технологии оборонного назначения. В России к этой работе не приступали.

  • Страны-конкуренты пошли по принципиально новому пути общественного развития.

Развитие индустрии электронного обучения в странах-конкурентах способствовало созданию принципиально новой парадигмы общественного развития – Смарт-развития (Смарт-регионы, Смарт-города, Смарт-страны). Это направление стремительно развивается (например, Корея в 2015 году завершает самый глобальный проект в своем развитии – Смарт-Корея). В России эти проблемы практически вне дискуссий.

В ходе парламентских слушаний обсуждены вопросы совершенствования нормативно-правового обеспечения реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – ЭО и ДОТ), включая вопросы законодательного регулирования деятельности образовательных организаций, осуществляющих обучение с применением ЭО и ДОТ.

В слушаниях приняли участие парламентарии, представители Министерства образования, работающие на рынке российских компаний и ряда российских университетов.

 

Источник: Проект «Рекомендаций парламентских слушаний на тему «Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

19 мая 2014 г. г. Москва